Татьяна Щитцова


Стратегическая миссия искусства в Беларусской революции: поддерживать, выражать и модулировать sensus communis — “общее чувство”, разделяемое всеми, кто выступил против нынешнего политического режима, и являющееся основой нашей гражданской солидарности.

Наш sensus communis имеет сложную структуру и преобразуется вместе с протестом, имея при этом изначальное — травматическое — ядро и открытый телеологический горизонт, который разворачивается для нас ex contrario — следуя принципу ніколі зноў / never again.

Травма, которая нас потрясла и самой этой встряской — этим, не поддающимся определению, потрясением — про-из-вела из разрозненных групп и индивидов НАС как сообщество потрясенных, —эта травма заставляет нас идти вперед.

Наше протестное движение — это из-живание травмы, которое приобретает революционный размах и патетическую тональность именно постольку, поскольку стремиться искоренить саму возможность повторения, то есть — ни много, ни мало — стремиться утвердить новое общество. В этом революционном движении sensus communis — наше самое сильное преимущество, ибо политической борьбе мы учимся “по ходу”, здесь и сейчас. Политическое поле мы осваиваем, следуя нашему “общему чувству”. Мы становимся гражданами — гражданским обществом, — артикулируя пласты и пульсации нашей общей экзистенциально-политической чувствительности в уличных плакатах и лозунгах, в переписке дворовых чатов и в программных требованиях новых органов народного самоуправления. В этих условиях — когда гражданское общество как политический субъект находится in statu nascendi, — искусство (в широком смысле: как совокупность самых разнообразных художественных практик) выполняет исключительную роль, ибо у искусства есть собственные  способы работы с эстезисом — то есть с тем, как люди воспринимают мир и происходящее в нем. Искусство, какой бы канал, или каналы, оно для себя ни выбрало, может взаимодействовать с тотальностью эстезиса  и посредством этого способно культивировать наше “общее чувство”. Культивировать — не означает здесь взращивать с нуля, а означает: поддерживать, выражать и модулировать sensus communis как медиум, сплачивающий новую социальность.

Поддерживать, выражать и модулировать — это три функции (задачи), каждая из которых привязана к определенной темпоральной модальности “общего чувства”: прошлому, настоящему и будущему соответственно.

Поддерживать: реактуализировать снова и снова — в новых ситуациях и контекстах — аффективный режим из-живания травмы, который не проваливается в меланхолическую жертвенность, а прокладывает путь политике гнева.

Выражать: артикулировать и транслировать актуальные модальности (переливы) “общего чувства”, обусловленные социальными характеристиками соответствующих групп (рабочие, студенты, пенсионеры или, например, “воскресное  шествие” итп.) и хронотопическими характеристиками социального действования.

Модулировать: осуществлять квазимиметическую реконфигурацию различных символических и материальных элементов социальной среды с целью про-вокации “общего чувства” к новым импульсам политической креативности.

Эстетически организованная про-вокация “общего чувства” способна не только побуждать социальность к интенсификации протестной деятельности и революционной креативности, но и расширять диапазон действия актуального sensus communis за счет аффективного вовлечения ранее нейтрально-пассивной аудитории. Сегодня эта задача имеет исключительное значение, потому что искусство и специально продуманные культурные акции могут добиваться эффекта эмоциональной солидаризации в тех случаях, когда прямой мобилизационный дискурс (морально-этические и политические суждения и призывы) не работает.

Про-вокация — это пробуждение и мобилизация эстетическими методами, которые формируют особую зону со-общения с аудиторией, где единение достигается не посредством рациональных аргументов, а посредством согласованности (со-настройки) сенсорных режимов всех участников эстетической коммуникации. Такая сонастройка является невидимым — и тем не менее вполне материальным, воплощенным — интерсенсорным медиумом для совместного проживания и утверждения соответствующих ценностей.

Из сказанного следует, что для расширения круга людей, разделяющих sensus communis протестующего гражданского общества, искусство должно сосредоточиться на археологии (“разрыхлении”) ценностных оснований беларусского общества и реактуализирующем переутверждении различных ценностей (ценностных пластов) в контексте нового sensus communis. Чтобы задеть и привлечь индифферентную или даже отчужденную аудиторию, нужно устроить ей своего рода эстетический трансфер, который переместит людей в этот новый, чуждый и пугающий их контекст, опираясь на ценностные коды и режимы чувстования, которые позволят им опознать самих себя как часть этого контекста. Этот способ работы искусства (techne) заключается в трансверсальной реконфигурации различных ценностных и эстетических (сенсорных) элементов, которая всегда является оригинальной (авторской) и — если достигает своей цели — выполняет роль локоматива в активации и расширении политического воображения инертных и отчужденных групп населения.

Сочетание как минимум двух функций в двух возможных комбинациях — поддерживать/выражать или поддерживать/модулировать — делает искусство перформативным актом, участвующим в аффективной, социальной и политической динамике революционного процесса.


В оформлении использован элемент литографии Джеймса Розенберга «Dies Irae (Oct 29)» (1929; источник).