Алексей Полегкий

Событие интересно, не только тем, что оно проговаривает, но еще больше тем ― о чем оно умалчивает. О чем же умалчивает нынешнее положение дел? Где, а еще более важно, как они располагаются. И не столько в пространстве или даже во времени, но в нашем мышлении. О чем же говорит «пандемия» в контексте глобальных процессов?

Во-первых, об отсутствии критического мышления в публичном пространстве. И эта ситуация показывает, насколько легко, с помощью глобальных медиа и эмоций страха, создается паника и подменяется критическая рефлексия.

Во-вторых, об актуализации целого ряда тем связанных с этическими нормами в изменяющемся мире. И дело не столько в отношении к инфицированным, или даже вопроса ценностей «голой жизни» по Агамбену, — это лишь начало долгого разговора человечества о том, как оно будет мыслить себя в эпоху нарождающегося мира, где возможно клонирование, редактирование генов, создание разных типов людей, обладающих не природным биологическим неравенством, но создаваемым искусственно, киборгов ну и т.д.

Глобальная пандемия спровоцировала одновременно два противоположных, но единых процесса. С одной стороны, первичная защитная реакция привела к увеличению роли государств и национальных границ, а с другой показал, насколько весь мир неразрывно связан.

Инстинктивно, система ― реагирует регрессией ― т.е. возвращением на предыдущий более знакомый, хоть может и не адекватный уровень. И это говорит о ней самой гораздо больше, чем о стоящих вызовах самих по себе.

Почему КОВИД-19 вызвал именно такой отклик? Во-первых, потому что «пандемия» ― легко укладывается в пределы нашего понимания. Есть вызов, с которым мы можем как-то справляться и можем задействовать привычные механизмы. И не суть важно, что инструменты могут быть не совсем адекватны, что многие действия ― банальны и по сути своей ре-активны. Что имея дело с глобальной ситуацией, мы действуем, пытаясь вернуться к локальным (или национальным) уровням. Гораздо важнее, что эти проблемы ― можно хоть как-то обозначить, а значит каким-то образом сделать доступным нашей власти, нашему действию. А вот что делать с тем уровнем проблем, на которые эта ситуация с вирусом лишь указала, и в которой они проявились? Проблем, которые мы не способны не только решить, находясь в матрице привычных форм восприятия и мышления, но зачастую даже адекватно их обозначить и идентифицировать? Проблем глобального уровня, от которых пока мы лишь можем пытаться спрятаться за привычными практиками и способами. 

Эта ситуация более показательна в контексте прощаний с привычным миром. Я не думаю, что уместно говорить о том, что мы неожиданно проснемся в каком-то новом мире, но это ― период прощания с привычным миром. И не потому, что мы видим приход или торжество какого-то нового мира, или хотя бы новых способов, но тотальную неадекватность старого, стоящим перед человечеством вызовам.

Деградация экологической системы планеты, базовые мотивации общества потребления, рост глобального неравенства и одновременно взаимосвязанности, технологические новшества, с последствиями которых мы возможно будем не в силах справиться, да мы даже и не имеем толком представления к каким последствиям они приведут. Глобальный финансовый капитализм, который сделал своим флагом количественный рост ВВП, с ограниченной группой «выгодополучателей», в то время как бремя издержек ― распределяется на все общество.

Всё это ― даже не вызовы, а лишь сферы проявления этих вызовов воплощающегося будущего. И по большому счету, все эти проблемы указывают на глобальную несостоятельность как доминирующего образа жизни, так и элит его поддерживающего. И проблема не только в «качестве» элит или их коррумпированности, а в самом направлении развития нашей, так стремящейся к комфорту и бесконечному росту модели человеческого развития.


В оформлении использован элемент фотографии Марка Арехарта “Мыслитель после взрыва” (Кливленд, 1970).