Владимир Фадеев

Мировой кризис, вызванный пандемией короновируса, наверное не мог не спровоцировать размышлений о дальнейшем существовании планетарной цивилизации и о грядущих изменениях, вызванных реакцией национальных государств на данный тип угроз. Мнения разделились между теми, кто полагает, что после пандемии мы постепенно вернемся к привычному нам положению вещей, и более многочисленной группой тех, кто прогнозирует если и не радикальные, то весьма ощутимые изменения как на международном, так и на национальном уровнях. Предсказывают едва ли не сворачивание глобализационных процессов и усиления национального государства, заметно ослабевшего в последние десятилетия. Более того, стало распространенным мнение, что развитие средств коммуникации и цифровых технологий предвещает еще более зловещее будущее, угрожающее установлением тоталитарного порядка и всеобъемлющего контроля. Насколько реалистичны данные предсказания и способны ли национальные государства проводить подобную политику? Не является ли текущий кризис свидетельством скорее незавершенной глобализации и необходимости дальнейшего углубления общепланетарных связей с целью решения проблем эпидемиологического и, о чем не стоит забывать, экологического характера?

Одной из определяющих черт социального воображения современности является его приверженность национальной рамке при осмыслении и объяснении текущих проблем. Естественно, развитие транснациональной коммуникации и общепланетарных СМИ значительно расширили кругозор граждан национальных государств. Тем не менее, восприятие и оценка мировых событий и процессов в значительной мере обусловлены представлениями о неких монолитных коллективных телах (классах, нациях, государствах и т. п.), выступающих носителями суверенной воли, взаимодействующих и противостоящих друг другу. Согласно данной «оптике», коллективные тела как бы первичны по отношению к сетям отношений, в которых они пребывают и/или в которые они вступают якобы по собственному желанию. Подобные упрощения являются исходными для осмысления мировой политики и норм международного права, хотя они уже давно создавали препятствия для понимания более сложных взаимосвязей и роли других игроков (ТНК, НКО, рейтинговые агентства и др.) на глобальной арене. Более того, при осмыслении кризиса социальное воображение востребует еще более упрощенные модели объяснения, вплоть до конспирологических теорий — этих простонародных редукций сложности, ставших сегодня инструментом политической борьбы даже на международном уровне.

Однако, в эпоху глобальной взаимозависимости оказывается все более сложно применять национальную рамку как полноценный аналитический инструмент. Зачастую это порождает не лишенные противоречий реакции и недопонимание. Так, например, падение цен на нефть, приведшее к экономическим потерям РФ, вызвало воодушевление в украинских социальных сетях несмотря на то, что это падение свидетельствовало о проблемах для всей мировой экономики. Показательно, что сами граждане в большинстве своем не усматривает каких-либо противоречий в собственных реакциях.

Безусловно, вся человеческая история наполнена двусмысленностями, противоречиями и небезупречными поступками, но по мере роста вовлеченности граждан в политическую жизнь и усиления глобальных взаимозависимостей привычные способы осмысления и принятые на их основании управленческие решения все чаще приводят к непредвиденным последствиям. Слабеющие национальные правительства обычно вынуждены идти на поводу у панических настроений своих сограждан, склоняясь к далеким от адекватности действиям. Апеллируя к упрощенным моделям понимания мира, социальное воображение создает условия для постоянных просчетов в планировании и реализации государственной политики. Однако последствия этих просчетов зачастую необратимы. Для политиков-популистов похоже настали сложные времена, поскольку теперь их избиратели воочию убеждаются в реальных способностях своих лидеров справиться с кризисом. Но станет ли это началом конца нынешней популистской «волны»? Или одного раза окажется недостаточно?


В оформлении использовано фотографию инсталляции “Не наступи на грабли” Алексея Сая и диптих “Терпи. Забудь” Это здесь “Терпи” (Арсенал, Киев, 2014).