Дмитрий Горин

Изменения наших отношений со временем отражают существенные сдвиги в обществе, затрагивающие привычный ранее баланс между трудом и отдыхом, работой и семьей, защищенностью и самореализацией, господством и подчинением, производством и потреблением.

В третьем из своих философических писем Петр Чаадаев утверждал: «Бог времени не создал; Он дозволил его создать человеку». С этим трудно спорить. По крайней мере, в том смысле, что человек сам создает ритмику своей жизни, обладая способностью ускорять или растягивать и почти останавливать время, устремлять его к будущим свершениям или зацикливать, многократно переживая одни и те же состояния.  

На протяжении своей истории человечество изобретало самые разные способы объективации времени. Один из наиболее устойчивых в современной культуре концептов объективированного времени восходит к античным представлениям, возникающим из смешения образа грозного доолимпийского Кроноса с временем-хронос, которое принимает жестокие черты мрачного божества и «пожирает» каждое «теперь» сразу же после его рождения. Античная культура, сначала связавшая время с мифом, а потом усомнившаяся в мифе, отделила время (в его аспектах, связанных с хроносом) от жизненного потока. Так появились, например, сохраняющиеся до сих пор представления о хронологии как «ленте времени», поделенной на равномерные отрезки, которые могут «заполняться» достойными внимания событиями, а могут оставаться «пустыми».

Но если древние греки не знали, что они «древние», то современный человек не только знает, что он «современный», а должен постоянно доказывать свою «современность». Диктат объективированной темпоральности — черта обществ модерна. Именно объективация времени открыла возможность модернизации. К примеру, развитие экспериментального естествознания на заре эпохи модерна стало возможным, благодаря представлениям об объективированном абсолютном и однородном времени: научный эксперимент считается удачным, если его результаты могут быть получены повторно. В средневековой алхимии время переживалось иначе: то, что было возможным в одно время, будет невозможным в другое.

Убедительность объективации времени обеспечивается структурами языка. Сравнивая индоевропейские языки с языком хопи, Бенджамен Уорф назвал несколько особенностей, ведущих к объективации времени в индоевропейских языках: использование одних и тех же числительных для реальной и воображаемой совокупности (будто бы десять дней существуют подобно десяти книгам, лежащим на столе), наличие пространственных метафор времени (представления об «отрезках» времени, которые как бы имеют свою «длину»), употребление большого количества «временных» понятий («лето» или «утро», например), которые у хопи являются не существительными, а своеобразными временными наречиями. 

Объективация времени рано или поздно должна была обернуться его отчуждением. Сложные пути модерна отражают проблематику времени, отчужденного от человека и господствующего над ним и его жизненными мирами. Став внешним для человека, время подчинило его себе, заставляя подстраиваться под непрерывно ускоряющуюся ритмику. Как следует из рассуждений Карла Маркса в его «Фрагменте о машинах», если интенсивность производства постоянно растет, то будет ускоряться и время, которое рано или поздно вступит в противоречие с жизненными ритмами человека. Предвидя это, Маркс надеялся, что будущее развитие капитализма опровергнет закон стоимости, согласно которому стоимость товара определяется временем труда, затраченного на его производство. Как только опорой производства станет не человек, а машины, именно они будут определять ритм производства, освободив человека и его время для личностного развития.

Сегодня ритмика нашего времени задается экономической и технологической целесообразностью глобального цифрового капитализма, который уже не является человекоразмерной системой. Поэтому необходимость синхронизации современных систем регуляции с жизненными мирами человека становится все более острой.


В оформлении использован элемент работы Франсиско Гойи “Сатурн, пожирающий своего сына” (из цикла “Мрачные картины” 1819-1823 гг.; источник: muzei-mira.com).