Владимир Гуржи


Об ответственности интеллектуалов сказано и написано очень много. Эту дискуссию можно проиллюстрировать рассказом Джорджа Карлина:

«Родители очевидно не играют никакой роли в развитии и формировании детей.
Они могут растить ребенка 10-11 лет, но если он получился идиотом
— они к этому непричастны, это ребята со стоянки, с которыми
он ошивался. У них есть два варианта, если ребёнок лузер
— они не причем, если он победитель, заработал стипендию
или что-то вроде—– они первые тянут руку,
чтобы получить немного уважения».

Замените родителей на интеллектуалов и все встанет на свои места. Они могут звать людей на массовые протесты, накаляя и предельно поляризуя ситуацию, но, когда действо переходит в беспорядок, — самоустраняются, дескать, а мы при чем? Мы за цивилизованный протест! Могут входить в наблюдательные советы госкомпаний или телеканалов, но, когда сотрудники ограбят бюджет или друг друга, — они снова не при чем. Всегда можно сказать, что наши дикие люди еще не готовы к цивилизации.

В прочем, есть и другая сторона медали — романтически-неадекватная жертвенность, готовность принимать на себя «все грехи мира». Являясь узкопрофильными специалистами в теоретических сферах, они зачастую не знают, что такое ответственность за коллектив, но при первой возможности идут на руководящую должность. Часто не имеют хоть какого-то политического опыта, но баллотируются сразу в парламент. Образы авторитетов обычно берут из книг, но договариваться приходиться здесь и сейчас, с живыми людьми, а не образами.

Почему-то, они часто считают, что компетентны в сферах, к которым никогда не имели отношения. По той же неведомой причине могут считать, что их книги меняют или воспитывают людей. Написав коммерчески успешную книгу «Как обустроить Афганистан», на волне интереса к себе, согласиться возглавить настоящий Афганистан, потерять тысячи человеческих жизней и десятки лет, потратить баснословные бюджеты, в итоге, не сумев ничего — бежать. Интеллектуал, очевидно, знает абсолютно все про велосипед, но при этом никогда не крутил педали, не держал равновесие и не падал на асфальт.

Забывая, что книги сами по себе ничего не решают и никого не воспитывают, людей воспитывают другие люди, своей жизнью, в первую очередь практикой. Книга сама по себе — это «зеленый цвет», он появляется потому, что свет преломился под определенным углом, попал к вам на сетчатку и интерпретировался мозгом как «зеленый цвет». Но, тот же самый свет будет распространять в космосе и никогда зеленым цветом не станет, более того — его никто не увидит.

Эти же люди склонны к «внезапным прозрениям». Выглядит это следующим образом: «Мы всячески поддерживаем “белых”, они — это лучшее, что было с нами за все время нашей жизни, сейчас нам всем нужно немного потерпеть и сплотиться вокруг лидера, кругом “агенты”, жизнь сложна, но впереди светлое будущее». Затем происходит переориентация, и: «Мы всегда были приверженцами “определенных ценностей” и “черные” лучше всего их олицетворяют, мы всегда были не против «черных», но в целом мы за все хорошее против всего плохого, а “белые”? – мы даже не понимаем, как они победили на выборах, кто за них голосовал? Не повезло нам с народом!».

Но, оставим интеллектуалов, в нашем доме живет простой народ. Думаю каждый, хотя бы раз, слышал от людей фразу: «мы хотим просто жить» или что-то похожее. Зачастую за этими словами скрывается желание отстраниться от политических процессов и минимально участвовать в общественной жизни, а это, по сути, — внутренняя эмиграция. Людей настолько не устраивает текущее положение дел и направление развития государства, что они самоустраняются от всего вокруг. И приводит это в итоге к следующему.

В самом начале 2018 года, в еженедельнике ЗН, вышло большое социсследование о трудовой миграции украинцев. Которое наглядно показывает, что 87,8% опрошенных участвуют в избрании «тормозов» (респонденты сами определяли, что тормозит) нормального развития страны, но лишь 3,2% чувствуют вину избирателей в том, что Украина тормозит в развитии. От большинства, по мнению респондентов, по-прежнему «ничего не зависит”, у нас «все одинаковые, выбрать не из кого», ну и коронное «мы не этого хотели».

А вот в конце 2017 года, в одно время с предыдущим исследованием, замеры проводили по заказу МВД, один из результатов: 25% населения поддерживает пытки по отношению к некоторым категориям преступников. Как вы понимаете, полиция работает с людьми, вина которых еще не доказана, т. е. их просто подозревают в совершении преступления. Но для четверти респондентов этого достаточно для применения пыток. Оно то и понятно, не этим опрошенным потом смотреть человеку в глаза и говорить: «прости, ошиблись». Невидимому «врагу» очень легко отказывать в правах и человеческом обращении.

Накопленный практический опыт людей сам по себе не приводит к рефлексии о текущем положении дел. В то же время интеллектуал не мыслит без людей или для людей, а только вместе с людьми. Добавляя к своему мышлению их бесконечные пласты практики из разнообразных областей. Так происходит обоюдный переход, от наивно-романтических представлений о реальности, к тому, что наличествует в действительности. И, напротив, отказывая другим в субъектности и, по сути, относясь другим как к бессловесным вещам, теряется лидерство и начинается забвение.


Оформление — элемент картины “Гений и толпа” Егише Тадевосяна (1909; источник).